Профминимум
Обновленный ФГОС: профориентационный минимум в школах
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны будет введен профориентационный минимум. Профориентационный минимум – комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родителей и педагогов, обучающихся среднего профессионального и высшего образования, представителей работодателей региона
Профориентация
Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
- базовый (не менее 40 часов в учебный год),
- основной (не менее 60 часов в учебный год),
- продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
- профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда. Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями. Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы;
- урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего» или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).;
- внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.). Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей.
Используемые материалы:
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
- Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
- Онлайн-уроки «Шоу профессий»;
- воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
- дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов) Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.;
- взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий) В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
При реализации продвинутого уровня профминимума в план работы включается профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов).
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- Разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций; Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний — работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей.
Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.
Нормативно—правовая база
Письмо Минпросвещения от 01.06.2023г. АБ-2324-05 О внедрении единой модели профориентации (ссылка)
Приказ МО ТО №802ПК от 20.07.2023 (ссылка)П
Приказ о выборе Профориентационного минимума в МБОУ «Гимназия №2» (ссылка)
Приказ о назначении ответственного за реализацию профессионального минимума в МБОУ «Гимназия №2» (ссылка)
Приказ об утверждении плана профориентационной работы МБОУ «Гимназия №2» на 2023-2024 учебный год (ссылка)
Приказ об утверждении Положения о реализации профориентационного минимума в МБОУ «Гимназия №2» (ссылка)
МР по профессиональной ориентации для ОО (ссылка)
Методические рекомендации по профминимуму (ссылка)
Методические рекомендации по работе с родителями (ссылка)
Методические рекомендации проекта «Билет в будущее» (ссылка)
ПРП по внеурочной деятельности Билет в будущее для ООО и СОО (ссылка)
ПРП по внеурочной деятельности Профориентация для ООО (ссылка)
2024-2025 год
План мероприятий профориентационной работы МБОУ «Гимназия №2» на 2024-2025 учебный год ( ссылка)
План мероприятий (дорожная карта) по реализации профориентационного минимума ( ссылка)
План реализации профориентационных мероприятий (Базовый уровень). ( ссылка)
План реализации профориентационных мероприятий (Продвинутый уровень) (ссылка)
2023-2024 год
План мероприятий профориентационной работы МБОУ «Гимназия №2» на 2023-2024 учебный год (ссылка)
План мероприятий (дорожная карта) по реализации профориентационного минимума (ссылка)
План реализации профориентационных мероприятий (Базовый уровень) в МБОУ «Гимназия №2» в соответствии с единой моделью профориентации на 2023/2024 учебный год (ссылка)
План реализации профориентационных мероприятий (Продвинутый уровень) в МБОУ «Гимназия №2» в соответствии с единой моделью профориентации на 2023/2024 учебный год (ссылка)
Положение о реализации профориентационного минимума в МБОУ «Гимназия №2» (ссылка)
Положение о реализации Базового уровня профориентационного минимума в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №2 г. Торжка» (ссылка)
Положение о реализации Продвинутого уровня профориентационного минимума в МБОУ «Гимназия №2» (ссылка)
Буклет профориентационных практик (ссылка)