ОВЗ и дети-инвалиды
Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ссылка)
Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)
План мероприятий по созданию условий доступности объектов образования и предоставления услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «Гимназия №2» на 2022 – 2025 гг. (ссылка)
Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год (ссылка)
Программа воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год (ссылка)
Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)
Адаптированная дополнительная общеразвивающая рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир природы» (ссылка)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении на дому МБОУ «Гимназия №2» на 2023-2024 учебный год (ссылка)
Заявление на индивидуальное обучение на дому(ссылка)
Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.
Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.
Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.
Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.
Программа направлена на решение определённых задач.
Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.
Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:
- психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
- стимулирование и поддержка;
- разработка и внедрение;
- развитие профессиональной компетенции учителей.
Изюминка инклюзивного образования в том, что
- все дети разные;
- все дети могут учиться;
- есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
- адаптация системы к потребностям ребёнка.
Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно — педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.
Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:
- признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
- повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
- изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
- анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
- проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
- различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
- признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
- признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам | http://window.edu.ru |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru |
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов | http://fcior.edu.ru |