ОВЗ и дети-инвалиды

Организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ссылка)

Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)

План мероприятий по созданию условий доступности объектов образования и предоставления услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «Гимназия №2» на 2022 – 2025 гг. (ссылка)

Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год (ссылка)

Программа воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  на 2023-2024 учебный год (ссылка)

Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)

Методические рекомендации по введению обновленных ФГОС НОО и ООО (письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-113/03);

Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году (Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07);

СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи — СП 2.4.3648-20 (Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам НОО, ООО и СОО (Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115);

О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)

Адаптированная дополнительная общеразвивающая рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир природы» (ссылка)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении на дому МБОУ «Гимназия №2» на 2023-2024 учебный год (ссылка)

Заявление на индивидуальное обучение на дому(ссылка)

Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.

Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.

Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.

В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Очень важно разработать адаптированную общеобразовательную программу.

Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.

Программа направлена на решение определённых задач.

Задач много. Но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.

Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:

  • психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
  • стимулирование и поддержка;
  • разработка и внедрение;
  • развитие профессиональной компетенции учителей.

Изюминка инклюзивного образования в том, что

  • все дети разные;
  • все дети могут учиться;
  • есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
  • адаптация системы к потребностям ребёнка.

Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно — педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.

Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

Принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

  • признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
  • изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности;
  • проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
  • различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
  • признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru 
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Контакты

  • Директор: Киселёв А.Н.
  • тел.:8(48251)9-20-71
  • Зам. директора: Ляпина Ю.В.
  • тел.: 8(48251)9-86-10

    Адрес гимназии:

    172002, Тверская обл.,
    г. Торжок, ул. Гражданская, д. 5

    Телефоны доверия

  • 9:00 - 21:00 ежедневно
    8-800-2000-122

  • круглосуточно
    8(4822)55-82-22

  • © МБОУ "Гимназия №2", 2012 г.
    Яндекс.Метрика
    При поддержки artstad.com