ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Основные термины:
ФГОС НОО ОВЗ — федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС О у/о — федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ООП НОО — основная образовательная программа начального общего образования
ОО — общеобразовательная организация
АООП — адаптированная основная общеобразовательная программа
ПАООП НОО — примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
ПАООП — примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
СИПР- специальная индивидуальная программа развития
ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
Нормативные документы федерального уровня
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10.07.2015 №26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ПРИКАЗ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- ПРИКАЗ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по адаптированной основной общеобразовательным программам начального, основного, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Приказ № 1022 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ № 1023 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ № 1025 от 24 ноября 2022 года. Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Федеральные государственные образовательные стандарты — https://fgos.ru/
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи – https://docs.cntd.ru/document/420320115
Конвенция о правах инвалидов — https://docs.cntd.ru/document/902114182
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — https://docs.cntd.ru/document/9014513
Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» — https://docs.cntd.ru/document/420236204
Приказ Минтруда России № 528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» — https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/426
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании» — скачать
Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ — скачать
Об обеспечении учебными изданиями обучающихся с ОВЗ — скачать
Об организации работы по СИПР — скачать
О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью — скачать
Об организации образования учащихся на дому — скачать
Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016г. №ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»;
Стандарты
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — скачать
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — скачать
- Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» — скачать
- Примерные адаптированные программы — скачать
- Организация работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ — скачать
- Особенности осуществления государственного контроля оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья — скачать
Документы образовательной организации
- Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ссылка)
- Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)
- План мероприятий по созданию условий доступности объектов образования и предоставления услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ «Гимназия №2» на 2022 – 2025 гг. (ссылка)
- Программа мероприятий по обеспечению доступности качества образования учащихся с ОВЗ на 2023-2024 учебный год (ссылка)
- Программа воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год (ссылка)
- Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ (ссылка)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся с задержкой психического развития (в соответствии с ФГОС ООО и ФОП ООО 2023-2024 уч. гг.) (ссылка)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении на дому МБОУ «Гимназия №2» на 2023-2024 учебный год (ссылка)
Форма заявления о приеме в образовательную организацию 2023 (ссылка)
В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:
4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
— для слабослышащих и позднооглохших детей
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
— для детей с задержкой психического развития
— для умственно отсталых детей
— для детей с расстройствами аутистического спектра
5. Примерные адаптивные основные общеобразовательные программы:
— для глухих детей
— для слабослышащих и позднооглохших детей
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата
— для детей с задержкой психического развития
— для умственно отсталых детей
— для детей с расстройствами аутистического спектра
(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)