Материально-технические условия для реализации ФГОС ОВЗ
Материально-технические условия МБОУ «Гимназия № 2» для реализации ФГОС ОВЗ Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к: организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ; организации временного режима обучения; техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на — удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ; специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы. Организация пространства Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. На данный момент для создания качественных материально-технических ресурсов и условий «безбарьерной» образовательной среды в ОО проведены следующие мероприятия: 1. Школьные помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами СанПиН, правилами противопожарного режима РФ и элетробезопасности, требованиями к материально-техническому обеспечению. Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Обязательным условием к организации рабочего места, обучающегося с ОВЗ является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога. 2. Для проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистам имеются отдельные специально оборудованные кабинеты. 3. Имеется помещение для питания обучающихся. 4. Оборудована лаборатория в начальной школе, в которой имеются демонстрационные и раздаточные материалы необходимые для реализации АООП. Организация временного режима Временной режим образования обучающихся устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами гимназии. Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ составляют 4 года (1 — 4 классы), 1 обучающийся 4 класса — 4 года (вариант 7.1), 5-9 классы – 5 лет. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели – 5 дней в 1-4 классах, 5-9 классы – 6 дней. Обучение проходит в одну смену. Технические средства обучения Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для создания качественного информационного ресурса используются возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ. Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам. В МБОУ «Гимназия № 2» реализуются АООП варианты: 7.1, и поэтому нет необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, используются рабочие тетради на печатной основе, включая прописи. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Осваивая содержание областей «Русский язык и литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке», специалисты используют печатные пособия (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко — буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушки по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.). Осваивая содержание области «Математика и информатика», специалисты используют разнообразный дидактический материал: предметы различной формы, величины, цвета, счетный материал; таблицы на печатной основе; калькуляторы; измерительные инструменты и приспособления (размеченные и не размеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрические фигуры и тела; настольные развивающие игры. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус создания специальных условий. Статус ОВЗ в школьном возрасте дает: Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;Право на бесплатное питание в школе;К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;Право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей. При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК. Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа вздания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, организуется образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование. 1. Наличие оборудованных учебных помещений Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ, и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях. 2. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Гимназия № 2» панельное здание, год постройки – 1939. В здании нет пандусов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 3. Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ: Отдельного меню для лиц с ОВЗ и инвалидов нет. Питание осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. 4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ: Разработан и утверждён план мероприятий МБОУ «Гимназия № 2»: — организуются профилактические осмотры; — организация иммунопрофилактики; — постановка и учет туберкулиновых проб; — проведение санитарно-просветительской работы; — контроль питания; — организация противоэпидемических и профилактических мероприятий. Световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические мероприятия, соблюдение температурного режима в течение дня. 5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: специально оборудованные компьютерные классы — нет. Лица с ОВЗ, и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях. 6. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в МБОУ «Гимназия №2»
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Одним из главных ориентиров программы «Доступная среда» является создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии.
В МБОУ «Гимназия №2» по адаптированным программам обучаются дети с ОВЗ следующих категорий: слабовидящие дети, задержкой психического развития.
Материально-техническое обеспечение — общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды.
На протяжении многих лет приоритетом общеобразовательных организаций является создание не только необходимых, но и безопасных условий для успешной образовательной деятельности обучающихся. Цель мероприятий по приведению материально-технических условий школы в соответствие со Стандартом — создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной и основной школы.
Пространство (прежде всего здание МБОУ «Гимназия №2» и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ЗПР, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса;
- к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
МБОУ «Гимназия №2 располагает материально-технической базой для реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО ОВЗ, включающих учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений и обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Учебная площадь основного здания школы – 5239,2 кв.м. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудованы:
Учебно-лабораторные помещения:
- спортивный зал – 1 ед. (298,9 кв.м.);
- мастерские – 1 ед. (69,3 кв.м.);
- химии — 1 ед. (73,2 кв.м.) с лаборантской – 1 ед. (17,5 кв.м.);
- компьютерный класс — 2 ед. (52,2 и 52,5 кв.м);
- физики — 1 ед. (73,2 кв.м.) с лаборантской – 1 ед. (17,4 кв.м.);
- библиотека — 72,5 кв.м (рабочая зона – абонемент, читальный зал; медиатека) с книгохранилищем — 1 ед. (18,4 кв.м.)
Административные помещения:
- кабинет директора — 1 ед. (18,3 кв.м);
- кабинет секретаря — 1 ед. (17,7 кв.м);
- учительская — 1 ед. (17,5 кв.м).
Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения:
— туалетные комнаты – 3 туалета (по 11 кв. м);
— раздевалки – 2 (108,1 кв. м).
Объекты физической культуры и спорта:
- спортивный зал – 1 ед. (298,9 кв. м);
- спортивная площадка – 1 ед. (900 кв.м).
Объекты для проведения специальных коррекционных занятий:
- кабинет психолога, кабинет логопеда – 1 ед. (17,5 кв. м);
- медицинский кабинет – 1 ед. (21,8 кв. м).
Из-за перегруженности занятиями физкультурой и спортивными секциями спортивного зала школы уроки физической культуры у обучающихся начальных и основных классов проводятся на улице (согласно соблюдению графика теплового режима). Массовые мероприятия в школе проводятся в спортивном зале из-за неимения актового зала.
Материально-техническое и информационное оснащение учебных помещений школы определяется перечнем необходимого учебного оборудования, указанного в Требованиях с учетом специфики площадей классов школы.
Обучение на уровне начального общего и основного общего образования в МБОУ «Гимназия №2» проходит в одном помещении у начальной школы, которое закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Всего в школе используется 14 кабинетов. Все эти кабинеты находятся на двух этажах. Кроме того, в школе имеются 1 кабинет информатики, оборудованные 15 компьютерами. Все кабинеты школы оборудованы интерактивными комплексами (ноутбук + мультимедийный проектор + интерактивная доска) и МФУ. Также есть выход в Интернет с рабочего места учителя во всех кабинетах школы, в учительской, в кабинете психолога. Библиотека также оснащена компьютером, учебный фонд её составляет 6682 экземпляра, основной – 22761.
Для оснащения кабинетов приобретается, согласно Стандарту, учебное оборудование, выпускаемое отечественными и зарубежными производителями. Допускается в практике работы по обеспечению образовательного процесса использование объектов, изготовленных самодеятельным способом.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок;
- организации временного режима обучения;
- техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР.
Требования к организации пространства
В МБОУ «Гимназия №2» есть отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудиовизуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования школы, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.
Организация рабочего пространства, обучающегося с ОВЗ (ребенка-инвалида) в классепредполагает выбор парты и партнера.
При реализации АООП обучающемуся обеспечивается возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.
При обучении детей с ОВЗ (детей-инвалидов) предусматривается специальный подход при комплектовании класса, в котором будет обучаться ребенок. В МБОУ «Гимназия №2» существует один вариант комплектования классов:
- Общая численность класса, в котором обучаются дети с ОВЗ, осваивающие АООП, не превышает 25 обучающихся, число обучающихся с ОВЗ в классе — 2, остальные обучающиеся – не имеющие ограничений по здоровью.
В образовательной организации имеются следующие специалисты: учитель-логопед (совместитель), педагог-психолог (штатный работник).
В настоящее время в школе приобретается дополнительное оборудование для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях МБОУ «Гимназия №2».
Перечень приобретенного оборудования,
необходимого для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
№ п/п | Наименование оборудования | Назначение |
1 | Дидактические материалы М. Монтессори «Дары Фребеля» | Развитие перцептивной деятельности, психических процессов |
2 | Логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры» | Развитие речи и речемыслительной деятельности |
3 | Оборудование для развития мелкой моторики | Развитие мелкой моторики |
4 | Аудиокомплекс | Для проведения релаксации |
5 | Комплект CD-дисков с релаксационной музыкой | Для проведения релаксации |
6 | Наушники, диктофоны | Для развития слухового восприятия и воспитания контроля за собственной речью |
7 | Диагностические наборы для психолога для выявления проблем эмоционально-волевой сферы и социализации | Для развития внимания, концентрации, зрительного и тактильного анализаторов |
8 | Методики «Школа внимания», «Школа умножения» (Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.) | Развитие внимания |
9 | Комплекты компьютерного оборудования (ноутбук+ проектор+ интерактивная доска+ МФУ) | Обеспечение возможности использования мультимедийного оборудования, программ, электронных ресурсов при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов |