Образовательные стандарты
-
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
-
- Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
-
- 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
- 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Применяемые федеральные государственные образовательные стандарты
Введение ФГОС НОО и ФГОС ООО 3 поколения
Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.
Министерством прсвещения РФ утверждены (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287) обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно) С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе для обучающихся, которые приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС-2022
- Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк) (ссылка)
- Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова) (ссылка)
- Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин) (ссылка)
- Памятка педагогам о ФГОС (ссылка)
- Памятка родителям о ФГОС НОО (ссылка)
- Памятка родителям о ФГОС ООО (ссылка)
- Презентация Новые ФГОС НОО и ООО
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО
В обновленные ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.Основные изменениях в новых стандартах начального и основного общего образования:
- Вариативность
- Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
- Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
- Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
- Конкретизация планируемых результатов
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2022 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в обновленных они описаны по группам.Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- эстетическое;
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудовое;
- экологическое;
- ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
- Требования к пояснительной записке ООП
- Требования к содержательному разделу ООП и его структурным элементам:рабочим программам учебных предметов, курсов и модулей, курсов внеурочной деятельности; программе формирования УУД, рабочей программе воспитания.
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
- программу формирования УУД;
- рабочую программу воспитания.
- Рабочие программы педагогов
Требования к рабочим программам
Критерий | Старый ФГОС | Обновленный ФГОС |
Виды программ | Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей |
Структура рабочих программ | Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов | С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР |
Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности | С учетом рабочей программы воспитания | |
Учет рабочей программы воспитания | Только в разделе «Тематическое планирование» | Во всех разделах рабочей программы |
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности | В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности | В программе должны быть указаны формы проведения занятий |
- Рабочая программа воспитания
Требования к структуре рабочей программы воспитания
Название раздела рабочей программы воспитания | ||
Номер раздела | Старый ФГОС | Обновленный ФГОС |
1 | Описание особенностей воспитательного процесса | Анализ воспитательного процесса в организации |
2 | Цель и задачи воспитания обучающихся | Без изменений |
3 | Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность | Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей |
4 | Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность | Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
- Программа формирования универсальных учебных действий
- Перечень предметных областей, учебных предметов, курсов и модулей.
Учебный план НОО и ООО
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО
На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО). Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО (ссылка)- Объем урочной и внеурочной деятельности
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС НОО | Обновленный ФГОС НОО |
Минимум | 2904 | 2954 |
Максимум | 3345 | 3190 |
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС ООО | Обновленный ФГОС ООО |
Минимум | 5267 | 5058 |
Максимум | 6020 | 5549 |
- Обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
- Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
- Деление учеников на группы
- Информационно-образовательная среда
- Оснащение кабинетов
- Обеспечение учебниками
- Психолого-педагогические условия
- Повышение квалификации педагогов
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Федеральные нормативно-правовые акты
- ФГОС НОО (Утв. пр. Минпросвещения России от 05.06.2021 №64100) (ссылка)
- ФГОС ООО (Утв. пр. Минпросвещения России от 05.06.2021 №64101)
- Письмо-Минпросвещения-России-АЗ-113_03-от-15.02.2022
- Письмо о МР ФГОС от 15.02.2022 (Утв. пр. Минпросвещения России)
- Письмо_Минпросвещения_второй иностранный язык
- СанПиН-1.2.3685-21
Школьные нормативно-правовые акты
- Приказ № 2.1 МБОУ Гимназия 2 о создании рабочей группы
- Приказ №2.2 МБОУ Гимназия 2 о реализации ФГОС
- Положение о рабочей группе по введению и реализации ФГОС
- Состав рабочей группы по введению и реализации ФГОС начального и основного общего образования
- Дорожная карта МБОУ Гимназия №2 по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ФГОС ООО
- План-график мероприятий МБОУ Гимназия №2 по введению ФГОС НОО, ФГОС ООО
- Мониторинг готовности МБОУ Гимназия 2 к реализации обновленных ФГОС НОО, ООО
- Основные направления работы по введению обновленных ФГОС-2022:
- в нормативно-правовом обеспечении деятельности общеобразовательной организации:
- в организационно-методическом обеспечении:
- в информационном обеспечении:
- в психолого-педагогическом обеспечении:
- в материально-техническом обеспечении:
- в кадровом обеспечении:
- Определен график перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования на 2021-2027 годы
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Учебный год | НОО | ООО | |||||||
2021/22 | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
2022/23 | В | С | С | С | В | С | С | С | С |
2023/24 | В | В | С | С | В | В | С | С | С |
2024/25 | В | В | В | С | В | В | В | С | С |
2025/26 | В | В | В | В | В | В | В | В | С |
2026/27 | В | В | В | В | В | В | В | В | В |
- Разработан план действий (дорожная карта) МБОУ «Гимназия №2» по обеспечению перехода на обновленный ФГОС-2022.
1-4 классы
ФГОС начального общего образования
ФГОС НОО
5-9 классы
ФГОС основного общего образования
ФГОС ООО
10-11 классы
ФГОС среднего общего образования
ФГОС СОО
ВВЕДЕНИЕ ФГОС СОО в МБОУ «Гимназия №2»- ФК ГОС СОО
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.