Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собрание (выбор модуля ОРКСЭ)
- В МБОУ «Гимназия №2» с 1 сентября 2013г.
введён учебный предмет
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- 1. Нормативно-правовая основа курса:
- Конституция Российской Федерации,
- закон Российской Федерации «Об образовании»,
- закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»,
- Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 г. № Пр – 2009, Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
2. Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
Будет изучаться один из модулей курса по выбору родителей (законных представителей) обучающегося. Преподавание учебного курса будет осуществляться в 4 классе (1 час в неделю). В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Курс безотметочный. Главный метод оценивания – наблюдение, анкетирование.
В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-х классов. В рамках преподавания предмета ОРКСЭ педагоги используют учебники: Бородина А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. «Русское слово»
Более подробную информацию об учебном курсе можно получить на сайте
«Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
- Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов.
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Учебный модуль «Основы православной культуры».
Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Методическими достоинствами учебника можно считать хорошую структурированность и проработку заданий для учащихся. Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.
Учебный модуль «Основы исламской культуры».
Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни.
Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.
Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры».
В учебном модуле «Основы буддийской культуры» особое внимание уделяется отношению человека к окружающей природе; семье, ее ценностях, а также изучается история возникновения буддизма в России, буддийские святыни, праздники в буддийской культуре, ритуалы.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры».
Учебное пособие «Основы иудейской культуры» знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает ее значение в формировании личности и поведения верующего человека.
В учебник включены темы:
ü Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
ü Еврейский календарь.
ü Еврейские праздники: их история и традиции.
ü Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
ü Любовь и уважение к Отечеству.
Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур».
Задачи модуля:
ü дать общее представление о четырех религиях, распространенных в России;
ü понять историю возникновения религий;
ü познакомиться со священными книгами религий мира;
ü узнать о нравственных заповедях в религиях мира.
Учебный модуль «Основы светской этики»
В учебном модуле «Основы светской этики» рассматриваются основные понятия: род и семья, образцы нравственности в культурах разных народов, добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, этикет, методы нравственного самосовершенствования, любовь и уважение к Отечеству, патриотизм многонационального народа России, а также нравственные традиции предпринимательства. Данный модуль поможет детям самостоятельно делать правильный выбор в определенной жизненной ситуации, а также нести ответственность за свои поступки.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, будет изучаться на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Информация
о введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Количество 4-х классов |
Количество учащихся |
1 |
26 |
Информация о выборе в курсе ОРКСЭ учебных модулей (человек):
Наименование учебного модуля в учебном курсе |
«Основы православной культуры» |
«Основы исламской культуры» |
«Основы буддийской культуры» |
«Основы иудейской культуры» |
«Основы мировых религиозных культур» |
«Основы светской этики» |
Итого |
26 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
26 |
Ожидаемые результаты от внедрения предмета:
- Воспитание навыков общения с учетом уважительного отношения к традициям другой культуры
- Воспитание устойчиво-положительных навыков поведения на основе отечественных культурных традиций
- Обогащение личной культуры младшего школьника знаниями о традиционных праздниках, обычаях, общепринятых мероприятиях духовно-нравственного содержания через организацию внеурочной социокультурной деятельности.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Нормативно-правовая база введения учебного курса «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»:
ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
- ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
- Темы, рекомендуемые для углубленного изучения в рамках реализации предметной области ОДНКНР.
- Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России.
- Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (П. 11.4. ФГОС ООО).
Предметная область ОДНКНР изучается в 5 классе и может быть реализована через:
- отдельный самостоятельный учебный предмет ОДНКНР в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями региона России, включенный в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
- иные учебные предметы, раскрывая духовно-нравственный потенциал каждого. Выделяя в учебных программах, как гуманитарного, так и естественнонаучного и эстетического циклов, духовно-нравственный потенциал, воспитание у подрастающего поколения гражданской и национальной идентичности осуществляется наиболее эффективно;
- внеурочную деятельность (в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся).
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через три выше перечисленные формы относится к компетенции конкретной образовательной организации, которая и несет ответственность за качество создания условий по духовно-нравственному воспитанию.
Обеспеченность учебниками по ОРКСЭ и ОДНКНР осуществляется в соответствии с Приказом Минпросвещения «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» № 345 от 28 декабря 2018 года.
|